пятница, 23 января 2015 г.

Теория игр от ВШЭ - лучший старт для желающих распробовать онлайн-обучение

Где-то попадалась фраза, что область максимального успеха лежит на пересечении трёх сфер - "То, что нравится", "То, что хорошо получается" и "То, за что другие готовы платить". Вот учиться - чётко попадает в две сферы и очень жаль, что мне за это не платят.

В общем, это было лирическое отступление, а сказать я хотел про очередные онлайн-курсы на coursera.org - "Теория игр", проводимые Высшей школой экономики. У тех, кто читает блог Анатолия Вассермана, словосочетание "Высшая школа экономики" может вызвать недоверие к курсу, но - это чистая наука, без примеси идеологии, поэтому будет интересно и полезно всем.

Реально - всем. Теория игр изучает решения игроков, на которые влияют решения других игроков и которые, в свою очередь, также влияют на решения других игроков. Под это определение попадают не только классические игры - шахматы/шашки, покер, настольные игры, но и военная стратегия, ценовая политика, дипломатические переговоры, вопросы менеджмента, спекуляция на рынке ценных бумаг... Огромный пласт взаимодействий одних людей с другими, где у каждой из сторон свои цели и свои инструменты достижения этих целей - всё это теория игр.

Конкретно этот курс - a) полностью на русском языке (видеолекции, тесты, общение в форуме); б) полезен и интересен для широкого круга людей; в) бесплатен; г) не требует много времени (обязательная часть первой недели заняла часа полтора). В общем, кто давно хотел попробовать онлайн-курсы - это хорошая возможность. Первый дедлайн - 1 февраля, так что добро пожаловать.

Кстати, забавная фишка coursera - на протяжение всего курса ведётся какой-то глобальный проект, задания промежуточных недель являются ступеньками в этом проекте. На Введении в биоинформатику таким сквозным проектом было исследование генома патогенной бактерии. На Теории игр - турнир между участниками курса. Победа в турнире даёт дополнительные учебные баллы, которые позволят закрыть возможные долги, плюс это просто интересно. На первой неделе турнир проводится по игре полковника Блотто:

Картинка кликабельна.

Каждый из участников турнира создаёт свою одну раскладку солдат по полям сражений. 1 февраля приём заявок на турнир будет закрыт и каждая из раскладок сыграет против каждой по круговой системе. Выиграет - набравшая больше всего баллов по сумме всех игр.

Для 9 полей нет гарантированной возможности победы - для любой стратегии есть выигрывающая у неё контстратегия. Смысл турнира - угадать, у какой стратегии будет максимальный выигрыш против именно этого состава участников.

Очень упрощенно - пусть есть всего два игрока и четыре возможных стратегии, причём А выигрывает у Б, Б выигрывает у В, В выигрывает у Г, а Г выигрывает у А. На мой взгляд, стратегия А самая очевидная и если мой противник лениться думать, он выберет именно её. Но, возможно он не глупее меня и если он думает, что я думаю, что он выберет стратегию А, то я выберу стратегию Б, и тогда самое разумное для него выбрать стратегию В. Но, если я правда так думаю, то для меня логично выбрать стратегию Г. Ну и самое смешное, если окажется что он таки выбрал самую очевидную стратегию А. В общем, простор для рефлексии - и это на простейшем примере. Тут же будет несколько сотен участников (наверное) и огромнейшее количество возможных стратегий.

До 1 февраля время есть - кручу в голове, какую раскладку делать. Кстати, если интересно - можете в комментариях выложить свой расклад, после турнира скажу результат.

2 комментария:

  1. Добрый день! Прохожу сейчас данный курс, скажите было ли у вас такое, что в тесте на один и тот же вопрос он выдает сначала одни правильные ответы, а следующий раз на этот же вопрос с этими же вариантами правильные оказываются совершенно другие(те, которые он указал как неправильные в 1й раз)?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. И вам доброго дня! Подробностей с курса уже не помню, слишком много времени прошло, но с подобным точно не сталкивался, хотя проходил уже несколько курсов на Coursera. Правда, очень часто бывало так, что при первом прохождении теста - правильные варианты ответов на вопрос, к примеру, 2 и 4 из пяти возможных, а при следующем прохождении эти же ответы оказываются на других местах, и становятся 1 и 5. При этом неправильные ответы могут отличаться от правильных крайне незначительно.

      Удалить